Съедобные ожидания
В других категориях рынок созрел для подобных новаций. Так сеть отелей Marriott начала внедрять политику запрета на использование пластика в своих британских отелях с февраля 2018-го. К сегодняшнему дню более 60 отелей в Великобритании уже отказались прежде всего от пластиковых соломинок и теперь предлагают потребителям альтернативные трубочки. В том числе это Le Meridien Piccadilly, Grosvenor House & W. на Лестер-сквер.
Бренд Hilton также объявил о постепенном отказе от пластиковых соломинок и бутылок с водой. С инициативой мировой лидер индустрии гостеприимства выступил в мае 2018 года, когда Правительство Великобритании активно заговорило об общенациональном запрете на использование одноразового пластика.
В июле 2018 года гигант по производству напитков William Grant & Sons опубликовал годовой отчет о рынке, в котором подчеркивается рост влияния «активных потребителей», все активнее голосующих своими кошельками за продукты и услуги, соответствующие их этическим и политическим взглядам.
Поэтому, компаниям по производству напитков и индустрии гостеприимства пришлось переосмысливать свои подходы к устойчивому развитию, чтобы не дать новому поколению экологически сознательных клиентов пройти мимо их двери. Причем, как заметил директор по маркетингу William Grant & Sons Мэтт Биллингхерст: «Потребители хотят этого быстро», недвусмысленно намекнув, что у брендов времени на раскачку не осталось.
Производители моментально перераспределили свои ресурсы, сосредоточившись на поиске материалов и технологий для закрытия спроса на биоразлагаемую съедобную упаковку. И оказалось, что те материалы, на которые раньше смотрели как на мусор, теперь стали идеально подходящими для подобных экологических инициатив в сегменте упаковки по всему миру – США, ЕС, Восточная Европа, Юго-Восточная Азия.
Например, экоупаковка Evoware производится из морских водорослей. Социальная компания, базирующаяся в Индонезии, как никто другой понимает актуальность переизбытка отходов. Поэтому свои изыскания в НИОКР направила на разработку биопластиков.
Продукты Evoware производятся без консервантов, имеют двухлетний срок хранения и разрабатываются в сотрудничестве с фермерами, культивирующими водоросли. Все товары имеют халяльный сертификат, что подтверждает их абсолютную безопасность. Линейка съедобной упаковки включает пакетики для кофе и сухих приправ, пищевые упаковки для хлеба, гамбургеров, бутербродов и многого другого.
Биоразлагаемые продукты Ecoware на 100% безотходные – они полностью растворяются в воде и действуют как естественное удобрение для растений. Производитель с удовольствием берется за СТМ-проекты, тем самым пропагандируя экологичный подход к упаковке.
Индийский стартап Banana Leaf Preservation предложил свое устойчивое решение глобальной проблемы одноразовых предметов из полимеров. Технология консервирования банановых листьев может не только заменить одноразовый пластик, но в глобальном масштабе противостоит вырубке лесов.
Banana Leaf Preservation Technology – экологически чистая клеточная система, сохраняющая банановые листья в течение года без использования каких-либо химикатов. В естественном мире листья и большинство биоматериалов разлагаются и выбрасываются как отходы после трехдневного срока хранения. Разработка стартапа улучшает физические свойства растений, создавая жизнеспособную и биоразлагаемую альтернативу бумаге и пластику.
В азиатских регионах банановые листья традиционно используются для упаковки пищевых продуктов. Но ограниченный срок хранения и ограниченные свойства не позволяют им удовлетворить потребности растущего населения. Banana Leaf Preservation Technology развивает традиционную практику в соответствии с современными потребностями, предлагая устойчивое экологическое решение давней глобальной проблемы и помогая ежегодно спасать 4 млрд деревьев.
Разработал технологию молодой исследователь-инноватор из Индии Тенит Адитья. Он не просто лицензировал придуманную им разработку, но и успешно довел ее до коммерциализации. Выпускаемые стартапом продукты из консервированных банановых листьев обладают повышенной прочностью и растяжимостью, могут выдерживать экстремальные температуры и довольно значительный вес, больший, чем их первоначальная природа. Кроме этого, они имеют увеличенный срок хранения до трех лет.
В настоящее время Адитья является генеральным директором социальной сети Altruu – глобальной социальной системы отслеживания и реагирования на важных глобальных вызовы современности.
Обработанный биоматериал не содержит химикатов, экономически эффективен, на 100% биоразлагаем в природе в течение 28 дней (пластик обычно разлагается в природе примерно 730 000 дней). Это способствует решению глобального мусорного кризиса и может помочь предотвратить гибель 20 млн наземных и водных животных.
Благодаря экономическому, инновационному и экологическому воздействию своей технологии, Banana Leaf Preservation Technology получила более 7-ми международных наград и 2 национальные награды, в том числе престижную «Международную экологическую премию», «Международную премию за зеленые технологии» и премию «Технология будущего».
Решение стартапа Pacific Camp из Великобритании в области одноразовой упаковки – уникальное в своем роде. Инновационная компания разработала технологию производства биоразлагаемой экопосуды из люцерны.
В мире известно более 100 видов люцерны, но хозяйственное назначение имеют всего 4 из них (два – дикорастущие). Многолетнее травянистое растение, известное своими высокопитательными свойствами, издревле используют как кормовую культуру для домашнего скота. Технологи Pacific Camp превратили люцерну в основу для производства альтернативной замены одноразового пластика, изящно решив и важную экологическую проблему, и, заодно, надолго обеспечив свои потребности в дешевом возобновляемом сырье.
В настоящее время продукты Pacific Camp проходят тестирование в Великобритании и Эстонии, а после завершения регуляционных процедур, компания планирует приступить к коммерциализации своей разработки совместно с крупным фудтех-партнером, чье имя не разглашается.
«Пластиковый Ренессанс»
Самое удивительное, что случилось с постковидным рынком упаковки – у пластика появился шанс на вторую жизнь. Вопреки всей международной полемике и повсеместно принятым международным программам по сокращению полимерной тары, экоэнтузиастов ждала большая неожиданность. Распространение коронавируса в корне изменило ситуацию в сегменте упаковки.
«Одноразовая пластиковая упаковка стала товаром первой необходимости, – рассказывает аналитик Euromonitor International Тея Фенинг. – Тренд на экологичность упаковки, набиравший обороты в мире застопорился, а крупные игроки стали менять свое отношение к пластику. В плане экологии по количеству использования неперерабатываемой пластиковой упаковки за 2 года пандемии мы сделали шаг назад».
Бренд Nomadic Dairy Yogurt & Oat Clusters не отказался от использования пластика, но объявил, что изменил упаковку, исключив необходимость в ненужном количестве пластика, путем защелкивания чашек вместо пластиковой пленки. Новые кринки изготовляются из картонного рукава с крышками из фольги и полностью пригодны для вторичной переработки. Новая упаковка также оснащена деревянной ложкой из возобновляемой древесины, на 100% поддающейся компостированию.
Обновленная упаковка для йогурта и овса Nomadic Dairy позволяет ежегодно экономить 200 тонн пластика, что радует потребителей, заботящихся об окружающей среде.
Иной принцип — не перерабатывать, а повторно использовать упаковку. В настоящее время ее активно внедряют косметические компании (например, L’Oreal), а также крупные розничные сети в европейских странах и в Японии.
Немецкий косметический холдинг Beiersdorf развивает в одной из розничных сетей в Гамбурге автомате для розлива гелей для душа Nivea в многоразовую тару. Подобный подход позволяет не выбрасывать упаковку и возвращаться со своей тарой за «доливом», не засоряя окружающую среду. При этом технология умного инжиниринга не только наливает новую порцию косметического средства, но предварительно очищает и сам флакон.
Однако, надо отметить, что через определенное количество циклов, довольно приличное количество подобной упаковки со временем превращается в твердые отходы. А там, где отсутствует инфраструктура приема использованной тары, еще и не перерабатывается, а по-прежнему вывозится на свалки.
Вопрос Общепита
Выступил за возвращение одноразового пластика общепит. В начале марта 2020-го Starbucks, известный поклонник экотрендов, объявила об использовании исключительно одноразовой посуды для напитков в своих заведениях в США и Канаде. Сегодня вы не сможете налить кофе в свою кружку во всех заведениях сети, как было прежде. В компании уверены, что данная мера должна предотвратить передачу вируса между посетителями и сотрудниками кофеен. Аналогично поступили в Dunkin’ Donuts, открыв, тем самым, ящик «пластиковой Пандоры».
Сегодня экспертное сообщество США публично призывает законодателей в Нью-Йорке, Калифорнии и других штатах в срочном порядке отменить запреты и нормы на одноразовую пластиковую посуду и пакеты для покупок.
По мнению экспертов, потребительские свойства одноразового пластика являются одной из ключевых, в том числе гигиенических, причин, по которой эти упаковочные решения стали распространенными в мире. Ученые из Университета Аризоны и Университета Лома-Линда указали, что многоразовые пакеты в 99% случаев содержат бактерии и могут представлять опасность для здоровья потребителей. В 51% пакетов многоразового использования были обнаружены бактерии (coliform bacteria) — в каждом пакете обнаружили от 3 до 3330 таких бактерий.
В открытом письме 13 ученых из ведущих американских научных центров, опубликованном 17 марта 2020 года в The New England Journal of Medicine, указывается, что вирусы и бактерии могут сохраняться в многоразовых сумках до девяти дней.
Еще в 2012 году в специальном исследовании ученые проанализировали влияние запрета на одноразовые пластиковые пакеты для покупок Сан-Франциско и сообщили о 25%-ном увеличении заболеваемости в связи с распространением бактерий в городе по сравнению с другими округами, где не было запрета.
Несмотря на смену парадигмы, для все большего числа людей «устойчивость» упаковки влияет на решение о покупке. Хотя пандемия негативно отразилась на настроениях потребителей, 17% покупателей в США и около 18% в ЕС готовы переплачивать за экологичную упаковку.
Какие бы сценарии сейчас не прогнозировали, можно смело подвергать остракизму вариант, в котором экологичные свойства упаковки вдруг стали бы второстепенными. Этого не произойдет ни в краткосрочной, ни среднесрочной перспективе, не говоря уже про более длинный горизонт планирования.
И раз уж сегодня речь зашла об инновациях на рынке, будущее за экотоварами. Сегодня биоразлагаемые растительные материалы для альтернативной упаковки – устойчивый тренд, который не смогут поколебать даже такие неожиданности, как пандемия. Стартапы подобные Pacific Camp, производящие одноразовую экопосуду практически из сорняков, имеют огромные перспективы.
Напишите нам: